Пизанская башня известна во всем мире благодаря своему уникальному и неповторимому строению. В Италии это одна из наиболее посещаемых архитектурных достопримечательностей. Большинство туристов не допускались внутрь здания, однако со временем «падение» удалось остановить, и экскурсии возобновились. Наклон башни вызван из-за мягкости почвы, который по мере строительства постепенно увеличивался.
Пизанская башня известна во всем мире благодаря своему уникальному и неповторимому строению. В Италии это одна из наиболее посещаемых архитектурных достопримечательностей. Большинство туристов не допускались внутрь здания, однако со временем «падение» удалось остановить, и экскурсии возобновились. Наклон башни вызван из-за мягкости почвы, который по мере строительства постепенно увеличивался.
Пизанская башня и Пизанский Собор
Изначально полагали, что наклон Пизанской башни – это часть архитектурного проекта, но со временем эти предположения были опровергнуты. Наверное, колокольня была спроектирована как вертикальная постройка, но во время ее строительства такой науки, как геодезия, не существовало, которая смогла бы сказать, стоит строить сооружение на данном месте или нет.
История строительства Пизанской башни
Пизанская башня – это одна из самых знаменитых и популярных достопримечательностей Италии, так же это один из наиболее узнаваемых архитектурных символов страны и ее визитная карточка.
Пизанская башня
Пизанская башня расположена в одноименном городе Пиза, в Тосканском регионе, который находится неподалеку от Лигурийского моря. Пизанская башня является колокольней и составной частью архитектурного ансамбля кафедрального собора, что был возведен в честь Успения Пресвятой Девы Марии или Санта-Мария-Ассунта (Duomo Santa Maria Assunta).
Как же произошло, что типовая колокольня при храме, что располагается в самом обычном городе, получила мировую популярность? Весь секрет ее величия в наклоне, который создает у туристов иллюзию наклона. Он совсем не преднамеренный, и уж точно не является причиной непрофессионализма строителей. Зрительный эффект падения получился впечатляющим и на века.
После этого название сооружения стало синонимом любой неудачной постройки. Строители и архитекторы того времени допустили серьезную ошибку, начиная строить Пизанскую башню на такой местности, которая отличалась очень мягкой почвой.
Однако это на исторической и архитектурной значимости сооружения никак не сказалось, поскольку Пизанская башня и по сегодняшний день заметно выделяется среди массы красивейших и старейших памятников на Апеннинах.
«Падающих сооружений» в мире насчитывается около 300. Однако неповторимая красота ажурных аркад, воздушная знаменитая колокольня и богатейшая история Пизанской башни сделали ее бесценным сокровищем мировой архитектуры, выделяя среди множества других построек. Именно поэтому в 1986 году Пизанская башня, вместе с собором, баптистерием и прилегающей площадью включены в список наследия ЮНЕСКО.
Масштабное строительство «падающей» архитектурной красавицы длилось около 200 лет с продолжительными перерывами. В период рассвета Пизанской республики стартовало ее возведение. Строительство архитектурного комплекса планировалось вдалеке от центра города.
Первым строительным этапом курировал Гульельмо Инсбрук и Боннано Пизано. В августе 1173 года стартовало строительство Пизанской башни. Сначала был заложен фундамент, глубина которого составляла 3 метра. После этого, как положено, выждали год. После того, как был возведен первый этаж и несколько ярусов с колоннадами, стал заметен незначительный наклон. В этот период строительные работы приостановились.
В 1198 году были проведены мероприятия по укреплению почвенного слоя, после чего здание было открыто. Интересный факт: Пизанская башня во время строительства наклонялась в разные стороны: сначала на север, а потом на юг.
Схема Пизанской башни
Через 35 лет начинается следующий этап строительства Пизанской башни. Руководил проектом в тот период Бененато, сын Херардо Ботичи. В 1233 году была сооружена практически половина башни. Огромный прогресс в строительстве, когда к процессу возведения башни подключился Джованни ди Симоне. В горах над Пизой в конце 1264 года начинается добыча камня для возведения башни. Строительные материалы обрабатывал Рэйнальдо Спешале. Джованни ди Симоне с 1272 года руководил строительством башни. Он компенсировал наклон поднятием потолочного уровня на 10 сантиметров. Однако его надежды не были оправданы: этот прием еще больше увеличил наклон. В 1275 был выстроен пятый этаж. Отклонение от основной оси достигало 50-ти сантиметров.
Пизанская республика в 1284 году в битве на острове Мелория потерпела поражение за господство в Средиземном море. Строительство было приостановлено, поскольку начинается период упадка. В 1319 году начинается восстановление строительных работ. На шестом ярусе был возведен колокол, который помещен в арочный проем.
Башенный колокол
Томассо руководил завершительным этапом строительства Пизанской башни. Это был сын Андреа Пизано, который являлся знаменитым итальянским архитектором, зодчим и ювелиром. В 1350 году начинается возведение колокольни, а в 1372 году строительство Пизанской башни наконец завершается. На момент завершения строительства отклонение башни от центральной оси достигало уже 143 сантиметра.
В результате пизанская башня получилась совершенно не такой, какой планировалась изначально. Вместо 10-этажного сооружения с запланированной высотой 100ьметров, было возведено только 8 этажей. На сегодняшний день высота Пизанской башни почти 56 метров с южной стороны и почти 57 метров с северной.
Главный вопрос, который связан со строительством Пизанской башни, - «Почему она падает?» Версий целое множество. Даже существовало предположение, что именно так и задумано. Однако главная и наиболее правдоподобная версия – причиной наклона башни стала недостаточная глубина фундамента из-за неоднородного глинистого грунта, который склонен к проседанию.
Архитектурные особенности Пизанской башни
Если говорить о параметрах Пизанской башни, то:
- Внешний и внутренний диаметр основы башни составляет 18,5 и 10, метров соответственно.
- Вес итальянской красавицы – около 14700 тонн.
- Количество ступенек – 294 штуки.
- Средняя толщина стен – 4 метра.
- К вершине толщина уменьшается (около 2 метров), а у основы достигает 5 метров.
- Текущий наклон Пизанской башни - 3° 54'.
Грандиозное итальянское сооружение сочетает в себе черты византийской, романской и арабской культуры. Некоторые ученые полагают, что Пизанская башня очень напоминает мечеть или минарет. Стоит отметить, что колокольня расположена на таком расстоянии от собора, которое не характерно для христианских храмов.
Это обстоятельство натолкнуто ученых на предположение, что тут влияние имело некая мусульманская архитектурная традиция. Или же наоборот: задумка об отдельно стоящей колокольне сперва возникла в церковной архитектуре, а только потом молодо ислам принял ее. Многие религиоведы и ученые по сегодняшний день спорят об этом.
Пизанская башня выполнена из камня, который декорирован белым и светло-серым мрамором. Первый этаж монолитный, он имеет глухие арки, которые образованы при помощи 15-ти колонн и кессонов. Те розетки, которые ими декорированы, повторяют архитектуру баптистерия и собора.
После этого идут шесть ярусов. Внешняя стена каждого яруса представлена в виде открытой галереи, которая украшена оригинальным орнаментом и узором. Каждый ярус имеет 30 классических колонн с капителями, которые опираются на закрытые арки. Такие изящные аркады постоянно повторяются с архитектуре собора, объединяя весь композиционный ансамбль. Все декоративные элементы Пизанской башни – это воплощение византийской архитектуры.
Люнет Пизанской башни
Над шестым ярусом располагается звонница. Колокольня немного меньше отклонена от основной оси и стоит ровно. Благодаря этому башня приобретает форму банана. У входа в здание можно увидеть восхитительные барельефы. В верхнем ярусе, в пространстве между арками, расположена скульптура Мадонны с младенцем. Внутренний цилиндр Пизанской башни изготовлен из кирпича. Между стенами пространство полое, через смотровые окна моего его увидеть. В здании расположены три винтовые лестницы.
Внутри Пизанской башни расположен огромный зал, который украшен барельефами и изображениями вымышленных животных. Винтовая лестница по окружности стены ведет к верхнему ярусу. У подножья лестница широкая, а вверху – всего 40 сантиметров. Ступени изготовлены из мрамора, в некоторых местах они сильно потерлись, однако это придает архитектуре больше благородности. Лестница ведет на смотровую площадку Пизанской башни.
Винтовая лестница, что ведет с 7-го на 8-ой ярус
С большим удовольствием туристы посещают зал рыб. Он получил такое название из-за изображения морских животных. Это помещение раньше было закрыто для экскурсий. Тут располагались приборы, которые позволяли следить за углом наклона Пизанской башни. Через отверстие в потолке в ночное время виднеются звезды. Это зрелище незабываемое: складывается ощущение, что находишься в настоящей обсерватории.
Зал рыб в Пизанской башне
Колокольня Пизанской башни
Звонница Пизанской башни по праву считается самой красивой в Италии. Появилась она там только во второй половине XIV столетия. Колокольня имеет семь колоколов, и каждый из них настроен на отдельную ноту, а также имеет свою неповторимую историю:
- Первый колокол настроен на соль-бемоль. Он называется Pasquarreccia (Паскверча), и был изготовлен в середине XIII столетия.
- Колокол Терца настроен на ноту си-диез. Он появился в звоннице башни в 1473 году. Колокол Веспруччо был изготовлен в 1501 году. Он настроен на ноту ми.
- Колокол Крочифиссо был изготовлен Винченцо Посенти и в 1818 году переплавлен мастером Гуаланди да Прато.
- Колокол отвечает за ноту до-диез. Колокол Даль Поцо был разрушен во время Второй мировой войны. После реставрации он был отправлен в музей. С 2004 года на звоннице расположена его точная копия.
- Ассунта – это самый большой колокол звонницы Пизанской башни. Он настроен на ноту си. Вес – 3,5 тонны. В 1735 году был переплавлен.
Ровно в полдень жители города и туристы могут наслаждаться перезвоном колоколов. Описать его мелодичность и красоту словами невозможно – это обязательно надо услышать самому!