Более 900 млн листов топографических карт понадобилось войскам Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Но войска нуждались не только в картах.
Геодезисты и топографы часто помогали артиллеристам громить врага.
Чтобы, не тратя снарядов на пристрелку, вести прицельный огонь по оборонительным сооружениям и огневым средствам противника, его наблюдательным пунктам, артиллеристам нужно было определять — если огонь не велся прямой наводкой — координаты, как своих огневых позиций, так и каждой цели.
Это было сложным делом при подготовке данных для крупных группировок артиллерии, особенно в таких операциях, как Сталинградская или Курская битва, где сосредоточивались большие артиллерийские силы (в битве на Курской дуге было сосредоточено до 33 тыс. артиллерийских орудий и минометов). Чтобы управлять огнем артиллерии, нужна была единая ориентировка, геодезическая основа.
Такую основу и создавали военные геодезисты и топографы. К районам огневых позиций артиллерии они прокладывали теодолитные ходы, развивали в этих районах (иногда — заранее, еще до развертывания артиллерийских частей) сети опорных геодезических пунктов, помогали артиллерийским топографам в привязке к этим пунктам боевых порядков — батарей, орудий, наблюдательных пунктов. Выдвигаясь вперед, засекали цели на стороне противника, определяли их координаты и передавали артиллеристам. Приходилось определять и величину магнитного склонения, что было особенно важно в районах магнитных аномалий, для внесения поправок в показания артиллерийских буссолей. За время войн: военные топографы и геодезисты вложили немалый труд, определив для артиллеристов Красной Армии координаты более 200 000 опорных геодезических пунктов, выполнив геодезическую привязку до 90 000 боевых порядков артиллерии.
Вот одна из военных историй второй мировой войны. Младшему лейтенанту П. Б. Петрову — впоследствии научному работнику, автору трудов по закреплению геодезических знаков — пришлось вести геодезические измерения на необычной местности. Перед началом работ командир артиллерийского полка предупредил, что в районе работ разминированы только дороги, остальная же местность еще не очищена от мин. Но идти нужно было как раз не по дорогам. И Петров принимает решение: идет первым по намеченной трассе, за ним следуют бойцы. То и дело он замечает едва приметные снежные бугорки, кое-где крючки и петли из проволоки — признаки наскоро заложенных противником мин. Так, осторожно продвигаясь, пересекли минное поле теодолитным ходом, задание выполнили в срок и без потерь.
В особых условиях трудились геодезисты, топографы и картографы в блокадном Ленинграде. Под обстрелом врага, в не отапливаемых помещениях, при тусклом свете коптилок не прекращали они своего труда, помогая войскам, оборонявшим город Ленина. Геодезисты отрядов, которыми командовали майор Ф. К. Назаров, майор М. И. Лопатин и другие, определили положение многих сотен опорных геодезических пунктов в районах огневых позиций артиллерии, прикрывавшей подступы к городу. Помогали артиллеристам подавлять вражеские батареи, установив теодолиты на высоких зданиях по окраинам города, они засекали вражеские орудия по вспышкам выстрелов (одновременно с нескольких точек наблюдения) и, определив в считанные минуты координаты, передавали их артиллеристам. Представитель штаба артиллерии, находившийся на пункте обработки наблюдений, мог тотчас же передавать данные на наши артиллерийские батареи. Гремели залпы, уничтожавшие не успевшие сменить позиции вражеские орудия.
Контрбатарейная стрельба с использованием геодезических засечек стрелявших орудий и батарей противника с успехом применялась в 55-й армии, прикрывавшей подступы к городу со стороны Колпино.
Источник: https://ussrvopros.ru/rol-sovetskikh-geodezistov-i-topografov-v-velikoj-otechestvennoj-vojne