Главная \ Новости \ Электронная подпись: что это и для чего она нужна

Электронная подпись: что это и для чего она нужна

Мечта любого предпринимателя – сдача отчетов в налоговую без личного присутствия или быстрая регистрация кассы. Это вполне можно воплотить в реальность. Получите электронную цифровую подпись – и ваша жизнь станет проще. ЭЦП – новый шаг в развитии документооборота.

Специалисты ООО «Меридиан БТИ» рассказывают, как действует электронная подпись, где ее использовать и как получить.

электронная подпись

Электронная или обычная

Электронная цифровая подпись представляет собой комбинацию знаков или паролей. Она служит эквивалентом обычной подписи на бумаге, но гораздо удобнее.

Сильные стороны электронной подписи

  • Надежность. В отличие от обычной подписи, которую легко подделать, ЭЦП снабжена высоким уровнем защиты от фальсификаций.

  • Экономия времени. Не обязательно личное присутствие при подаче документов в государственные инстанции, заключении соглашения с контрагентами.

  • Доступ к электронным торгам. Чтобы принять участие в торгах о государственных закупках и других, нужна электронная подпись. Это обязательное условие.

Виды ЭЦП

Существует три вида электронных подписей. Они отличаются степенью надёжности и сферой применения. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из них.

Простая электронная подпись

Простая ЭП – это комбинация цифровых данных. При их помощи можно идентифицировать личность. Например, логин и пароль, которые мы вводим на сайтах для авторизации, или код для входа в личный кабинет, который приходит в СМС на телефон. Такая электронная подпись годится для использования в повседневной жизни.

Как получить

Простая электронная подпись (ПЭП) создается с помощью программного обеспечения, в частности такого как:

  • Microsoft Office

Чтобы оформить простую электронную подпись (или простой электронный сертификат) необходимо создать документ, в меню «Файл» выбрать пункт «Защита документа», далее кликнуть на «Добавить цифровую подпись». При создании подписи впервые программа выдаст запрос на получение программного обеспечения от партнеров. Тут на помощь придет русскоязычный вариант приложения «Карма» – он установит подпись в операционную систему. По окончании всех действий файл сохраняем.

  • Приложение КриптоПро CSP

Этот способ более сложный, зато с помощью этого программного обеспечения можно создать усиленные ключи.

  • USB-токен

Третий вариант – воспользоваться услугами удостоверяющего центра. Здесь можно получить заверенную простую электронную подпись. В центре сертификат запишут на USB-токен. Такая подпись пригодится для тех, кто создаёт документы в текстовых программах. Сертификат поможет подтвердить авторство и защитить документ от плагиата.

Где использовать

  • Такая подпись применяется во время регистрации или авторизации на сайтах в Сети.

  • Ее можно использовать в качестве ключа доступа к защищенным паролем файлам и базам данных.

  • Ею можно заверять электронные документы.

Минусы

Простую электронную подпись невозможно применять для подачи документов в государственные инстанции, а также для участия в торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Она не имеет юридической силы.

Для подписи обычных документов (например, договоров с контрагентами) при помощи ПЭП необходимо составить соглашение о ПЭП. Этот документ должен включать в себя пункты об обязанности соблюдать конфиденциальность информации, а также правила определения подлинности подписи подписавшего лица. Скреплять подписью соглашение придётся всем сторонам, участвующим в электронном взаимодействии. В противном случае закон сочтет недействительными все документы, подписанные ПЭП.

Неквалифицированная электронная подпись

Такой вид подписи как НЭП, чаще всего представляет собой ключ, который хранится на USB-носителе. Функционал НЭП тоже частично ограничен, но если сравнивать с ПЭП, у нее преимуществ больше.

Как получить

Юрлицам и ИП можно обратиться за оформлением неквалифицированной подписи в удостоверяющие центры. Если у вас есть опытный программист, то он поможет сделать ее. Или обратитесь к услугам специалистов ООО «Меридиан БТИ».

Где использовать

  • НЭП применяется при работе с внутренним документооборотом компании.

  • НЭП пригодится во время сотрудничества с контрагентами, при условии заключения соглашения (аналогично ПЭП) с указанием условий использования НЭП.

  • Нэп используется для аккредитации и участия в торгах на электронных площадках. С помощью НЭП поставщик может создавать заявки и проводить сделки (нужно дополнительное соглашение между сторонами). Надо отметить, что такая подпись дает возможность совершать не все типы операций.

Минусы

Неквалифицированная электронная подпись в больше мере нужна физлицам. ИП и юр НЭП пригодится только при внушительном объеме внутреннего или внешнего документооборота. В других обстоятельствах ее возможностей не хватит.

Квалифицированная электронная подпись

Самый на сегодня совершенный вид электронной подписи – усиленная квалифицированная подпись (КЭП). Она представляет собой ключ, который создан с помощью сертифицированных криптографических средств. Ключ хранится на USB-носителе.

Сертификат, в котором указан ключ электронной подписи, выдает аккредитованный в Минкомсвязи удостоверяющий центр.

Подпись содержит две части:

проверочный сертификат для ключа подписи (USB-носитель);

лицензированный дистрибутив – установочный пакет специальной программы. Он используется ограниченный период действия ключа.

Квалифицированная подпись может надежную защитить информацию, а уровень конфиденциальности данных устанавливаются владельцем. Информация будут защищена даже после истечения срока действия ключа.

Как получить

Чтобы обратиться с заявлением в аккредитованный удостоверяющий центр, необходимо подготовить пакет уставных документов организации, а также документов, которые удостоверяют личность владельца.

Чтобы начать работать к КЭП, нужно иметь:

  • Флеш-накопитель.

  • Программу, которая устанавливается на ПК с флэш-накопителя к ЭЦП. Как вариант, КриптоПро.

  • Установленный личный сертификат.

  • Установленные библиотеки для ЭП.

Где использовать

Этот вид подписи применятся везде. Например, для перерегистрации или регистрации в налоговой инспекции онлайн-кассы, подачи документов удаленно, работы с госпорталами, в том числе ФНС, ПФР, участия в торгах, приобретения имущества банкротов и т. д.

Минусы

КЭП при всей своей удобности имеет один недостаток: сертификат электронной подписи нужно ежегодно оплачивать.